Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Наш адрес
628250, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район,
г.п. Пионерский,
ул. Железнодорожная, д. 10
Приемная
телефон: 8 (34675) 7-88-71/201

Защита прав потребителей

Досудебное урегулирование споров: Обязательное досудебное урегулирование споров финансовым уполномоченным

В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) введено обязательное досудебное урегулирование финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.

С 1 июня 2019 года финансовый уполномоченный рассматривает споры потребителей со страховыми организациями по договорам:

- ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств);

- ДОСАГО (добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, чья ответственность застрахована по договору ОСАГО, на случай недостаточности страховой суммы по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию).

С 1 июня 2019 года вступили в силу изменения в статью 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2001 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон № 40-ФЗ), согласно которым установлен обязательный досудебный порядок урегулирования Уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг спора между потребителем и страховщиком, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения страховщиком обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства.

Ранее (до 1 июня 2019 года) действовало требование об обязательном претензионном порядке рассмотрения споров указанной категории.

С 28 ноября 2019 года обязательное досудебное урегулирование споров финансовым уполномоченным вводится также в отношении иных страховых организаций (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование).

С 1 января 2020 года: в отношении споров потребителей с микрофинансовыми организациями.

С 1 января 2021 года: в отношении споров потребителей со следующими финансовыми организациями:

- кредитные потребительские кооперативы;

- ломбарды;

- кредитные организации;

- негосударственные пенсионные фонды.

Требование об обязательном досудебном урегулировании спора распространяется на потребителей финансовых услуг. Под потребителем финансовых услуг в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 123-ФЗ, понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

До направления финансовому уполномоченному обращения потребитель должен направить в финансовую (страховую) организацию письменное заявление, а финансовая (страховая) организация обязана рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом № 123-ФЗ.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 123-ФЗ финансовая (страховая) организация обязана рассмотреть заявление потребителя и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования в следующие сроки:

1) в течение 15 рабочих дней с даты получения электронного заявления по стандартной форме. При этом со дня нарушения прав потребителя должно пройти не больше 180 дней;

2) в течение 30 дней с даты получения заявления в иных случаях.

Потребитель вправе направить обращение финансовому уполномоченному после получения ответа финансовой (страховой) организации либо в случае неполучения ответа по истечении установленных сроков.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей финансовых (страховых) услуг, отвечающие следующим требованиям:

- в отношении финансовых организаций, включенных в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре) либо в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе (реестры размещены на сайте финансового уполномоченного).

- размер требований потребителя финансовых (страховых) услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей либо если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом № 40-ФЗ;

- если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3 лет.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в следующие сроки:

1) в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, - в случае направления обращения потребителем финансовых услуг;

2) в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, - в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным и подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении, за исключением случаев приостановления исполнения данного решения, предусмотренных Федеральным законом № 123-ФЗ.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 123-ФЗ потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке вышеуказанные требования к финансовой организации в случае:

1) непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного срока;

2) прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным;

3) несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.

При этом в качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель финансовых услуг представляет в суд хотя бы один из следующих документов:

1) решение финансового уполномоченного;

2) соглашение в случае, если финансовая организация не исполняет его условия;

3) уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.

По иным требованиям потребитель вправе заявить требования в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в судебном порядке без направления обращения финансовому уполномоченному.

Подать обращение финансовому уполномоченному можно в электронной форме на официальном сайте финансового уполномоченного либо направить письменное обращение по почтовому адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3.

Телефон «горячей линии» финансового уполномоченного 8 (800) 200-00-10 (бесплатный звонок по России).

Возврат к списку