Впервые последовательный ряд прав потребителей был сформулирован Президентом Соединенных Штатов Америки Джоном Ф. Кенеди 15 марта 1962 года в специальном послании о защите интересов потребителей. В послании провозглашены четыре права потребителей:
право на безопасность – право на защиту от продажи товаров, опасных для жизни или здоровья;
право на информацию – на защиту от обманной, ложной или грубо вводящей в заблуждение информации, рекламы, маркировки или других видов практики и на получение сведений, необходимых для того, чтобы сделать компетентный выбор;
право на выбор – на обеспечение по мере возможности доступа к разнообразным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам;
право быть услышанным – на обеспечение того, чтобы интересы потребителей полностью и благожелательно учитывались при разработке политики правительства, и на справедливое и оперативное рассмотрение жалоб административными органами.
Позднее Всемирная организация союзов потребителей добавила еще четыре основных права потребителей:
право на возмещение ущерба – на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения;
право на потребительское образование - право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействовать на сферы производства и реализации товаров и услуг;
право на удовлетворение базовых потребностей – на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание;
право на здоровую окружающую среду – на снижение негативного воздействия потребления на окружающую среду