В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.
По большинству потребительских споров необязательно соблюдать досудебный (претензионный) порядок рассмотрения требований потребителя. Обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен федеральными законами для отдельных категорий споров, связанных с оказанием услуг связи, перевозки, реализации туристского продукта.
Вместе с тем, с целью разрешения спорного правоотношения в досудебном порядке потребитель вправе предъявить требование, связанное с восстановлением его нарушенного права, непосредственно юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, нарушившему права потребителя.
Потребитель вправе по своему выбору предъявить требование, предусмотренное Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»:
- непосредственно продавцу либо уполномоченной продавцом организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю – в случае обнаружения недостатка в приобретенном по договору купли-продажи товаре или предоставлении недостоверной информации о товаре;
- к исполнителю работы (услуги) – в случае обнаружения недостатков в работе (услуге) или нарушении сроков выполнения работы (услуги).
Отдельные требования потребитель может предъявить также к другим субъектам потребительского рынка:
- к изготовителю, уполномоченной изготовителем организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру – о замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (модели, артикула) либо гарантийном ремонте товара;
- изготовителю или импортеру – о возврате уплаченной за товар суммы при возврате товара ненадлежащего качества;
- владельцу агрегатора информации о товарах (услугах) – о возврате суммы предварительной оплаты в связи с нарушением срока передачи товара (оказания услуги) продавцом, исполнителем; о возмещении убытков вследствие предоставления потребителю недостоверной и неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе) в случае, если владелец агрегатора изменил информацию, предоставленную продавцом (исполнителем).
Требование о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потребителя вследствие недостатков товара предъявляются к продавцу или изготовителю, вследствие недостатков работы или услуги – к исполнителю.
В данном случае изготовителем, продавцом, импортером, исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, соответственно производящие товары для реализации потребителям, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Требование потребителя желательно оформить письменной претензией. Претензия пишется в произвольной форме.
В претензии рекомендуется указать следующие сведения:
- наименование организации либо Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, к которым предъявляется требование;
- фамилия, имя и отчество потребителя и контактные данные (телефон, адрес);
- информация о наличии договорных отношений между сторонами, дата покупки, оказания услуги (работы), наименование и стоимость товара (услуги, работы), дата и форма оплаты товара услуги (работы), наличие гарантийного срока на товар (результат работы);
- описание обнаруженного в товаре (услуге, работе) недостатка, иного факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, причиненных убытков, вреда;
- ссылка на статьи Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», иных нормативных правовых актов, на основании которых потребитель вправе предъявить требование;
- требование потребителя;
- расчет размера требования (убытков, неустойки, причиненного вреда);
- дата составления претензии и подпись с расшифровкой.
К претензии прилагаются имеющиеся у потребителя документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу (копия договора купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ или иного документа, удостоверяющего факт заключения договора и его оплаты (квитанция, товарный, кассовый чек и тому подобные), подтверждающего установление гарантийного срока, факт и размер причиненных убытков, вреда, сведения о произведенных ранее гарантийных ремонтах, экспертные заключения, иные документы).
Претензию можно направить заказным письмом по адресу лица, которому адресована претензия, с уведомлением о вручении либо передать претензию лично представителю указанного лица.
В любом случае факт вручения претензии необходимо зафиксировать. При личной передаче на втором экземпляре претензии (или на копии претензии) представитель продавца (исполнителя) должен сделать отметку о получении претензии с указанием даты, подписи и расшифровки подписи (Ф.И.О., должность).
В случае отказа в удовлетворении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки потребитель имеет право предъявить иск в суд.
Примерные формы документов (претензии, исковые и иные заявления) размещены на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей