Стратегия реализации государственной национальной политики РФ в ХМАО-Югре
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2016 г. N 473-п
О СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ
ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
В целях реализации вХанты-Мансийском автономном округе - Югре Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию реализации государственной национальной политики Российской Федерации вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим полномочия в сфере государственной национальной политики, обеспечить решение задач, предусмотренных Стратегией, в соответствии с комплексным планом мероприятий по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 - 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным постановлением Правительства от 15 апреля 2016 года N 110-п "О мерах по реализации вХанты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 - 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры руководствоваться Стратегией при разработке муниципальных нормативных правовых актов.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 2 декабря 2016 года N 473-п
СТРАТЕГИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ
АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
I. Общие положения
Стратегия, сформированная в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации), являясь одним из инструментов ее реализации, включает в себя систему основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ).
Стратегия является основой для координации деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа (далее - исполнительные органы государственной власти), органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления), их взаимодействия с гражданскими институтами, гражданами при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и иные нормативные правовые акты автономного округа.
Основными вопросами государственной национальной политики в автономном округе, требующими особого внимания исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, являются сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе, укрепление их духовной общности, а также обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе.
Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе требует осуществления с учетом имеющихся региональных особенностей, необходимости оперативного реагирования на возникающие вызовы, реального состояния и перспектив развития национальных отношений.
Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, различными политическими и общественными силами.
Стратегия носит комплексный, межотраслевой, социально ориентированный характер, призвана развивать культурный и духовный потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей), проживающих в автономном округе.
II. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений
вХанты-Мансийском автономном округе - Югре
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра характеризуется стабильным естественным приростом населения. По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2010 года численность населения составляла 1521222 человека, по состоянию на 1 января 2016 года - 1626755 человек.
В автономном округе проживают представители 124 национальностей.
В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года о национальном составе населения автономного округа на долю трех основных национальностей (русские - 68,1%, татары - 7,6% и украинцы - 6,4%) приходится 82,1% от всего населения автономного округа. По сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 года заметен прирост числа граждан, относящих себя к русским (плюс 1,4%); доля татар сохранилась неизменной; произошло сокращение украинцев (минус 2,3%).
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - исконное место проживания коренных малочисленных народов Севера. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в автономном округе их проживает 31483 человека, что составляет более 12% представителей коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации. Численность коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, выросла более чем на 0,2% и составила 2,2% от всего населения автономного округа (по сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 года).
Национальный (этнический) состав коренных малочисленных народов Севера автономного округа характеризуется преобладанием ханты (более 60,5% от общего числа проживающих в автономном округе коренных малочисленных народов Севера) и манси (около 35%), ненцы (немногим более 4,5%).
Сохраняется доля лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционные виды хозяйствования. Так, по состоянию на 1 августа 2016 года, по данным реестра территорий традиционного природопользования регионального значения автономного округа, согласно поименному учету и по итогам комиссионных обследований в их границах ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами более 4,5 тысяч человек.
Продолжается рост активности организаций и объединений коренных малочисленных народов Севера автономного округа, а также их общин, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры коренных малочисленных народов Севера.
В настоящее время в автономном округе развивается взаимодействие между общественными организациями, деятельность которых связана с гармонизацией межнациональных и межконфессиональных отношений, выявляются наиболее активные представители гражданского сообщества автономного округа, заинтересованные в исследовании этноконфессиональной проблематики в регионе.
По состоянию на 11 октября 2016 года в автономном округе зарегистрировано 2067 некоммерческих организаций, в том числе 102 общины коренных малочисленных народов Севера, 80 национальных общественных организаций, 171 религиозная организация (в том числе 89 религиозных организаций Русской православной церкви, 30 мусульманских религиозных организаций, 52 иные религиозные организации), 37 казачьих обществ.
По данным Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, по состоянию на 1 июля 2016 года фактически значатся состоящими на миграционном учете 76409 иностранных граждан, из них: 57122 - по месту пребывания; 19287 - по месту жительства.
В 1 полугодии 2016 года преимущественное количество мигрантов прибыло в автономный округ для работы по найму - более 80,0% от общего числа иммигрантов.
Более 96% из общего их количества составляют граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Среди них преобладают граждане Таджикистана (34%), Узбекистана (20,0%), Украины (18,0%) и Киргизии (9%).
На развитие национальных отношений в автономном округе важное влияние оказали его географическое расположение, характеризующееся суровостью природных и климатических условий, его роль в решении задач по сохранению и развитию традиционного образа жизни, самобытной культуры, исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, а также роль региона в экономическом развитии нашего государства. Так, автономный округ, являясь основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, лидируя по ряду основных экономических показателей, формировался как территория, традиционно привлекательная для трудовых мигрантов и членов их семей из других регионов нашей страны, а также иностранных государств, с присущими им этническими, культурными, религиозными, мировоззренческими различиями и особенностями.
При этом в автономном округе на протяжении многих лет обеспечивается баланс и соблюдение законных, объективных этнокультурных и социально-экономических интересов этнических сообществ, проживающих в автономном округе, а также поддерживается межэтнический, межконфессиональный мир и согласие.
Особую значимость для населения автономного округа имеют идеи открытости и взаимовыручки северных жителей в отношениях друг с другом с учетом суровых климатических условий их проживания, сбережения уникальных северных экосистем, популяризации природы родного края и исторической памяти об именитых земляках, заслуживших уважение и почет всей страны за вклад в культуру и промышленное освоение Севера. Все вышеперечисленные особенности рассматриваются жителями автономного округа, вне зависимости от этнической и конфессиональной принадлежности, в качестве общего достояния и предмета общей гордости.
Между тем, на развитие межнациональных (межэтнических) отношений в автономном округе, как и в других регионах Российской Федерации, оказывают влияние уровень социального и имущественного неравенства, утрата традиционных нравственных ценностей, негативные стереотипы в отношении некоторых народов Российской Федерации, слабая межведомственная координация гражданских институтов и религиозных организаций в сфере реализации государственной национальной политики.
У части жителей автономного округа наблюдается настороженность в связи с развитием миграционного кризиса в Европе и этноконфессиональных конфликтов на Ближнем Востоке в условиях стратегического значения автономного округа как нефтегазодобывающего региона, его повышенной привлекательности для трудовых мигрантов из зарубежных государств, развитием возможностей использования информационных технологий для пропаганды экстремистских идей, прежде всего среди молодежи.
Обозначенные обстоятельства требуют принятия дополнительных мер по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, популяризации традиционных ценностей народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе, и исповедуемых ими религий, вовлечению в систему профилактики этноконфессиональных отношений национально-культурных объединений и религиозных организаций, усилению информационного обеспечения государственной национальной политики в автономном округе.
III. Цели, принципы, приоритетные направления и задачи
государственной национальной политики Российской Федерации
вХанты-Мансийском автономном округе - Югре
Цели и принципы государственной национальной политики вХанты-Мансийском автономном округе - Югре определены Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации, основываются на конституционных принципах демократии и федерализма, принципах единства, патриотизма, социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан.
Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе являются:
совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики в автономном округе;
обеспечение равноправия граждан, реализации их конституционных прав;
обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
обеспечение социально-экономических условий;
содействие этнокультурному развитию народов Российской Федерации в автономном округе;
развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
создание условий для изучения, сохранения и развития родных языков коренных малочисленных народов Севера;
поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства межнационального общения и языков народов Российской Федерации;
создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
совершенствование взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с гражданскими институтами;
развитие международного и межрегионального сотрудничества.
Задачами в сфере государственной национальной политики в автономном округе являются:
1) совершенствование государственного управления:
объединение усилий и формирование системы координации деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданских институтов, средств массовой информации, научного сообщества, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных заинтересованных субъектов реализации Стратегии;
организационное обеспечение совершенствования деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также уточнение компетенции органов местного самоуправления по вопросам реализации государственной национальной политики в муниципальных образованиях;
обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в соответствии с утвержденными в установленном порядке программами;
обеспечение правовых, организационных и иных условий, способствующих максимальному учету в системе государственного управления национально-культурных интересов народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе;
создание условий для участия народов, проживающих в автономном округе, в том числе коренных малочисленных народов Севера, в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;
реализация государственных программ автономного округа, обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера, а также их актуализация с учетом состояния этноконфессиональных отношений и положений федеральных документов стратегического планирования;
совершенствование нормативной правовой базы автономного округа в части, касающейся вопросов:
а) создания условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
б) поддержки социально ориентированных российских некоммерческих организаций и религиозных организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга, предупреждения этноконфессиональных конфликтов и профилактики религиозного радикализма;
2) обеспечение равноправия граждан, реализации их конституционных прав:
обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, при формировании кадрового резерва на региональном и муниципальном уровнях;
создание условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности;
принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями своей деятельности;
3) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
установление ответственности должностных лиц исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях, а также мер поощрения указанных лиц;
формирование в обществе нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;
поддержка и вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;
организация с участием гражданских институтов и интернет-провайдеров противодействия пропаганде идей экстремизма в социальных сетях;
создание региональной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
определение, разработка и внедрение эффективных социокультурных технологий преодоления негативных этнических стереотипов в молодежной среде, а также приобретения навыков кросс-культурного общения;
совершенствование научно-методического обеспечения деятельности в сфере гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, раннего предупреждения этноконфессиональных конфликтов;
проведение социологических опросов населения автономного округа по вопросам, касающимся состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
реализация мер по профилактике недобросовестного использования этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах;
4) обеспечение социально-экономических условий:
создание благоприятных условий для экономического и социального развития автономного округа в целях сокращения уровня социально-экономической дифференциации территорий автономного округа;
совершенствование межбюджетных отношений в целях обеспечения дополнительных условий для реализации принципов социальной справедливости и равноправия граждан, гражданского мира и согласия;
содействие развитию народных промыслов и ремесел, традиционных видов хозяйствования в целях увеличения занятости населения, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
повышение уровня адаптированности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера к современным экономическим условиям с учетом обеспечения защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским, образовательным и иным видам услуг по месту фактического проживания, в том числе в отдаленных местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
содействие развитию традиционных и современных форм самоорганизации коренных малочисленных народов Севера;
5) содействие этнокультурному развитию народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе:
распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе;
поддержка и проведение мероприятий, направленных на развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе;
обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе;
распространение произведений художественной литературы и искусства народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе, а также детской литературы, фольклорных текстов, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, расширение государственной поддержки национальных видов спорта, проведение спартакиады народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе;
реализация мер государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, популяризации произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события, пропагандирующих общие достижения народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе;
6) в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения:
формирование у детей и молодежи автономного округа общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за нашу страну, воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса;
совершенствование системы обучения в общеобразовательных организациях в целях сохранения и развития культур и языков народов, проживающих в автономном округе, наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
введение в основные образовательные программы общеобразовательных организаций образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов, проживающих в автономном округе, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
проведение культурных, спортивных, творческих и иных мероприятий, создание в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров;
организация просвещения населения автономного округа о роли и значении автономного округа, его жителей на ключевых этапах исторического и социально-экономического развития российского государства;
проведение профилактической работы с молодежью и подростками по формированию межэтнической толерантности, навыков кросс-культурного общения, профилактике национализма, ксенофобии и экстремизма;
совершенствование системы этнокультурного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях;
7) поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства межнационального общения и языков народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе:
проведение мероприятий, направленных на популяризацию, развитие, изучение и использование русского языка как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
реализация комплекса мер по обеспечению условий для изучения, сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе;
недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
поддержка средств массовой информации на родных языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе;
8) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в автономном округе:
содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению, изучению законодательства и истории Российской Федерации в целях повышения уровня доверия между жителями автономного округа и искоренения национальной и расовой нетерпимости;
укрепление роли и поддержка проектов национальных общественных объединений, национально-культурных автономий, иных социально ориентированных некоммерческих и религиозных организаций автономного округа в социальной и культурной адаптации мигрантов на основе использования инфраструктуры миграционных, культурных, образовательных, социальных учреждений и центров;
обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти в сфере образования, культуры, социальной защиты и иных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления с гражданскими институтами, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку;
совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям принимающего сообщества;
9) информационное обеспечение:
доступа граждан к информации о реализации государственной национальной политики;
формирования и реализации стратегии социальной рекламы;
поддержки проектов средств массовой информации по производству и трансляции телевизионных и радиопрограмм;
поддержки создания тематических радио- и телепередач в целях реализации приоритетных направлений и задач Стратегии;
издания информационно-методической литературы;
создания и развития интернет-проектов и ресурсов, направленных на популяризацию идей гражданского единства, межнационального и межконфессионального мира и согласия;
10) совершенствование взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с населением и гражданскими институтами:
участие Общественной палаты автономного округа в подготовке управленческих решений;
усиление роли общественных советов при исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
поддержка деятельности организаций и объединений, образованных по национально-культурному признаку, межнациональных общественных объединений, ассоциаций, фондов, национально-культурных автономий как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве, обеспечения реализации Стратегии;
усиление общественного контроля деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
привлечение представителей некоммерческих организаций, образованных по национально-культурному признаку, и религиозных организаций к участию в работе совещательных и экспертно-консультативных органов при исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления;
вовлечение гражданских институтов, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде;
использование потенциала гражданских институтов, в том числе общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, а также религиозных организаций, в целях гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, совместного противодействия росту этноконфессиональной напряженности, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды путем поддержки реализуемых ими проектов и программ;
11) развитие международного и межрегионального сотрудничества:
участие в мероприятиях по формированию положительного имиджа автономного округа за рубежом как региона, в котором гарантируется удовлетворение этнокультурных потребностей граждан, соблюдение законных прав и интересов коренных малочисленных народов Севера, в том числе с обеспечением участия в соответствующих мероприятиях представителей народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе;
взаимодействие, в том числе заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, с международными правительственными и неправительственными организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими и региональными национально-культурными объединениями по вопросам этнокультурного развития, обеспечения реализации гарантий прав коренных малочисленных народов Севера.
IV. Механизмы реализации Стратегии
Эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданских институтов автономного округа с системным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии со Стратегией.
Реализация Стратегии осуществляется посредством мероприятий государственных программ автономного округа и комплексного плана мероприятий по реализации вХанты-Мансийском автономном округе - Югре Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. На муниципальном уровне - через муниципальные программы и комплексные планы мероприятий по реализации в муниципальных образованиях Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Финансовое обеспечение реализации Стратегии осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, местных бюджетов и иных внебюджетных источников.
Результаты реализации Стратегии включаются в ежегодный доклад об исполнении комплексного плана мероприятий по реализации вХанты-Мансийском автономном округе - Югре Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, который Департамент внутренней политики автономного округа представляет Губернатору автономного округа.
Информационная и аналитическая поддержка реализации Стратегии в автономном округе и муниципальных образованиях осуществляется путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также подведомственных им учреждений.
Правительство автономного округа осуществляет контроль хода реализации Стратегии в соответствии с действующим законодательством.
Корректировка Стратегии осуществляется по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений в муниципальных образованиях автономного округа.
Реализация Стратегии призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов, проживающих в автономном округе, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности.