Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта
исх. Росавиация
от 11 октября 2011 года № АН1.06-3781
В целях проведения специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, аккредитованными Росавиацией, оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, во исполнение пунктов 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87, Отраслевых типовых норм времени на работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, утвержденных приказом Минтранса России от 15.11.2010 № 248 и в соответствии с подпунктом 6.3 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, направляю Вам для применения при оценке уязвимости и представления результатов оценки уязвимости Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Руководитель
А.В. Нерадько
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств воздушного транспорта
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – Рекомендации) предназначены для обеспечения единообразного порядка применения процедур проведения оценки уязвимости (дополнительной оценки уязвимости) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее – оценка уязвимости), оформления и представления результатов оценки уязвимости специализированными организациями в Росавиацию и ее территориальные органы.
Настоящие Рекомендации разработаны с учетом Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87, Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 40, и Отраслевых типовых норм времени на работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, утвержденных приказом Минтранса России от 15.11.2010 № 248.
1.2. Для целей настоящих Рекомендаций под объектами транспортной инфраструктуры воздушного транспорта понимаются аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления воздушным движением, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся как в зоне транспортной безопасности, так и за ее границами. Под транспортными средствами воздушного транспорта понимаются воздушные суда коммерческой гражданской авиации и воздушные суда авиации общего назначения.
Под критическим элементом объекта транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) и транспортных средств (далее – ТС) воздушного транспорта для целей настоящих Рекомендаций понимаются строение, помещение, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ/ТС, повреждение или разрушение которого приведет к полному или частичному прекращению функционирования ОТИ и/или ТС и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
К критическим элементам ОТИ, как в зоне транспортной безопасности (в том числе и в контролируемой зоне аэропорта), так и за ее границами, как правило, могут быть отнесены: аэродромные пункты управления воздушным движением, оборудование и системы авиационной электросвязи и радионавигации, силовые трансформаторы, основные и резервные источники электропитания, топливно-заправочные системы, а также аэровокзальный комплекс, стоянки воздушных судов, склады хранения опасных грузов, контрольно-пропускные пункты.
К критическим элементам ТС в зоне транспортной безопасности, как правило, могут быть отнесены такие конструктивные элементы ТС, вероятность совершения актов незаконного вмешательства в отношении или несанкционированного проникновения на ТС которых максимальна, а также критические элементы ОТИ, непосредственно обеспечивающих защиту ТС от актов незаконного вмешательства.
Перечень критических элементов ОТИ и/или ТС разрабатывается специализированной организацией и согласовывается с субъектом транспортной инфраструктуры.
1.3. При проведении оценки уязвимости учитываются результаты категорирования ОТИ и/или ТС.
1.4. В текстовом документе «Результаты оценки уязвимости …» (далее - документ) следует указывать допущения и ограничительные условия, использованные специализированной организацией при проведении оценки уязвимости, в том числе, имеются ли здания, сооружения, оборудование, которое не обследовалось при проведении оценки уязвимости.
В документе могут быть дополнительно указаны количественные и качественные характеристики ОТИ и/или ТС, входящих в состав объекта оценки уязвимости, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки уязвимости, а также другие факторы и характеристики, относящиеся к ОТИ и/или ТС, существенно влияющие на оценку уязвимости[1].
В документе рекомендуется указывать на проведение отдельной оценки уязвимости (в случае необходимости) ОТИ иных субъектов транспортной инфраструктуры, имеющих технологическое взаимодействие.
Рекомендательную часть документа следует излагать с указанием конкретных мероприятий, которые необходимо включить в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС), с учетом реализации Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 40.
Акт (акты) обследования ОТИ (ТС) подписываются как со стороны специализированной организации, так и со стороны субъекта транспортной инфраструктуры (уполномоченными лицами сторон). Копии акта (актов) прилагаются к документу.
1.5. В документе следует указать перечень законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, используемых при проведении оценки уязвимости, а также локальные нормативные акты ОТИ (ТС), используемые при оценке уязвимости.
1.6. При оценке уязвимости применяется модель нарушителя, рекомендованная Минтрансом России для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее – модель нарушителя, приложение 5).
1.7. Документ (шрифт Times New Roman, межстрочный интервал ординарный, размер шрифта 14) должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан руководителем специализированной организации и лицами, которые провели оценку уязвимости, а также скреплен печатью специализированной организации.
1.8. Проведение оценки уязвимости осуществляется в четыре этапа. Каждый этап завершается оформлением рабочих или промежуточных результатов.
Рекомендуемая структура документа приведена в приложении 1 к настоящим Рекомендациям.
Приложениями к документу являются: план-схема территории ОТИ с указанием критических элементов и границ зоны транспортной безопасности, включая расположение контрольно-пропускных пунктов, пункта (поста) управления обеспечением транспортной безопасности, схема ТС с указанием критических элементов, план (схема) организации охраны ОТИ (ТС) с указанием постов охраны и маршрутов патрулирования, схема аэровокзала с указанием пунктов досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
1.9. Проведение оценки уязвимости осуществляется в четыре этапа. Каждый этап завершается оформлением рабочих или промежуточных результатов. В случае составления актов обследования они рассматриваются как составная часть документа.
1.10. Результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утверждение результатов которых осуществляется руководителем Росавиации или назначенным им должностным лицом, направляется Росавиацией в соответствующее межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта, на территории которого осуществляется производственная деятельность ОТИ и/или ТС, для подготовки отзыва о проведенной оценки уязвимости.
Заключения о результатах оценки уязвимости оформляется на номерном бланке по форме, приведенной в приложении 3.
1.11. Специализированная организация направляет в Росавиацию (межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта) заявление по рекомендуемой форме на бланке организации (приложение 2).
1.12. Рекомендуется присваиваться документу гриф «ДСП». Данные документы пересылаются, в том числе, фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями. Титульный лист документа следует оформлять с указанием грифа «Для служебного пользования». Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на титульном листе, а также на первой странице сопроводительного письма к такому документу (форма титульного листа и списка исполнителей приведены в приложении 4).
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЦЕДУРАМ ПРОВЕДЕНИЯ
ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ
Этап I. Изучение технических и технологических характеристик
и порядка его функционирования ОТИ и/или ТС
2.1. Изучение деятельности ОТИ и/или ТС, в том числе:
устава юридического лица;
документов, подтверждающие регистрацию в качестве юридического лица, а также прав собственности или иных вещных прав на ОТИ (ТС), а также здания, сооружения и оборудования;
местоположения относительно ближайшего города, включая юридический и почтовый адрес, главный оператор (владелец), номера телефонов (для ОТИ); сертификат эксплуатанта, перечень аэропортов базирования и производственной деятельности (для ТС);
эксплуатационную документацию ТС, в том числе информацию о регистрации ТС в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, включая бортовой номер ТС, марка, дата изготовления, завод-производитель, заводской номер, время ввода ТС в эксплуатацию, информация о технических и летных параметрах ТС; код ИКАО, код ИАТА, код внутренний; формуляр (технический паспорт) ТС;
локального нормативного акта о назначении лица (лиц), ответственного (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ (ТС);
сведений об организациях, располагаемых в зоне безопасности, в зонах безопасности свободного доступа;
регламента работы ОТИ (ТС).
Изучение географических, топологических, этнических, климатических, геологических, гидрологических особенностей ОТИ и/или характеристик района эксплуатации ТС[2].
2.2. Изучение документации ОТИ:
- генерального плана, в том числе планы:
территории ОТИ с указанием границ зоны транспортной безопасности, в том числе перевозочного и технологического секторов зоны безопасности, зоны свободного доступа, контрольно-пропускных пунктов;
расположения сооружений и технологического оборудования с указанием критических элементов;
- технического паспорта ОТИ, в том числе:
принадлежность ОТИ;
данные о земельном участке;
площадь используемой приграничной территории;
численность персонала ОТИ (всего и занятого обеспечением транспортной безопасности);
наличие объектов незавершенного строительства (при наличии);
наличие зданий, сооружения, не участвующих в производственном процессе;
системы энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;
- состав ОТИ:
наименование и назначение зданий, сооружений, технологического оборудования, устройств;
балансовая стоимость;
- состав технологических операций и порядок их выполнения, в том числе по обслуживанию пассажиров, багажа, грузов, почты, бортзапасов (бортпитания), а также воздушных судов.
Изучение документации ТС:
- основных технических и эксплуатационных документов (эксплуатационные характеристики);
- балансовой стоимости ТС и срока его эксплуатации;
- основных показателей работы;
- состава ТС:
изучение документации по отдельным элементам ТС;
изучение функциональных особенностей основных элементов ТС и определение его критических элементов.
2.3. Изучение проектной документации ОТИ и критических элементов, включая объекты незавершенного строительства (в случае строительства или реконструкции), в том числе:
градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
сведений о функциональном назначении;
обоснований решений по защищенности, в том числе по инженерно-техническим средствам обеспечения транспортной безопасности;
мест расположения существующих и проектируемых зданий, сооружений с указанием существующих и проектируемых контрольно-пропускных пунктов (постов);
мест расположения зданий и сооружений, подлежащих сносу (при их наличии);
решений по охранному освещению;
схемы движения транспортных средств на строительной площадке;
поэтажного плана здания, сооружения с указанием пунктов досмотра (в том числе на входах в зону транспортной безопасности, расположения на них средств досмотра).
2.4. Изучение рабочей документации ОТИ и критических элементов, в том числе:
сведений о функциональном назначении;
решений по защищенности, в том числе по инженерно-техническим средствам обеспечения транспортной безопасности;
поэтажного плана здания, сооружения с указанием мест досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, расположения средств досмотра;
подъездных путей;
принципиальной схемы электроснабжения электроприемников от основного, дополнительного и резервного источников электроснабжения;
принципиальной схемы сети охранного и аварийного освещения;
принципиальной схемы систем водоснабжения.
Изучение рабочей документации ОТИ и критических элементов, в том числе:
общего плана (чертежей), конструктивного состава (паспорта элементов, технологического оборудования), схем мест стоянок ТС в ОТИ базирования и производственной деятельности;
конструктивно-технических решений модификаций, технологического паспорта представляющего группу ТС с целью выявления его критических элементов;
конструктивных особенностей ТС и мест расположения критических элементов и систем жизнеобеспечения ТС, в том числе, регламентов и ограничений доступа к критическим элементам ТС;
расположения и назначения фактического или потенциально возможного места доступа на ТС, а также мест возможного укрытия потенциального нарушителя;
характера совершаемых ТС рейсов, в том числе, в аэропорты с неблагополучной криминогенной ситуацией.
2.5. Изучение внутренних организационно-распорядительных документов по обеспечению транспортной безопасности ОТИ (ТС):
- план обеспечения транспортной безопасности;
- паспорт безопасности ОТИ (при наличии);
- Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимам ОТИ;
- Инструкция по организации охраны ОТИ (ТС);
- дислокация постов и сведения о потребной численности охраны, табель постам;
- схемы размещения ТС и расположения постов охраны, маршрутов патрулирования подвижных нарядов, мест расположения стационарных постов;
- схемы организации охраны ТС и критических элементов ОТИ;
- инструкции караулу;
- планы действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и/или ТС, которые должны учитывать складывающуюся обстановку при:
угрозе захвата;
угрозе взрыва;
угрозе размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС или нанесении им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела);
угрозе поражения опасными веществами;
угрозе захвата критического элемента ОТИ и/или ТС;
угрозе взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС;
угрозе размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ);
угрозе блокирования;
угрозе хищения;
- порядок назначения должностных лиц, ответственных за принятие решений при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, и решений о возможности работы ОТИ с ограничениями или о прекращении его работы до урегулирования чрезвычайной ситуации.
2.6. Изучение организации обеспечения транспортной безопасности:
- организационная схема субъекта транспортной инфраструктуры;
- организационно-производственная структура подразделения транспортной безопасности, её техническое, производственное и финансовое обеспечение;
- удостоверения о прохождении подготовки и повышения квалификации (переподготовки) сотрудников подразделений транспортной безопасности;
- сертификаты соответствия на технические средства обеспечения транспортной безопасности;
- положения о подразделениях транспортной безопасности;
- соответствие организационно-производственных структур подразделений транспортной безопасности их полномочиям;
- должностные инструкции лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности;
- укомплектованность руководящим составом;
- уровень и достаточность квалификации специалистов, занимающих руководящие должности;
- порядок приема на работу сотрудников подразделений транспортной безопасности;
- плановая и фактическая укомплектованность подразделений транспортной безопасности;
- наличие работников, имеющих допуск к самостоятельной работе;
- наличие утвержденного перечня должностей, специальностей и специализаций сотрудников, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
- должностные инструкции сотрудников подразделения транспортной безопасности;
- наличие утвержденного перечня категорий сотрудников, подлежащих аттестации и (или) сертификации (по направлениям деятельности);
- результаты аттестации сотрудников, обеспечивающих транспортную безопасность;
- порядок ведения учета кадрового состава подразделений, обеспечивающих транспортную безопасность, фактическое состояние его подготовки и повышения (подтверждения) квалификации, организация контроля за сроками действия аттестатов (допусков) и (или) сертификатов персонала.
2.7. Изучение наличия и состояния:
- служебных помещений (кабинетов, комнат разборов, караульных помещений, помещений для хранения оружия, учебных классов);
- бытовых помещений (комнат отдыха и приема пищи, раздевалок, сушилок спецодежды и т.п.);
- обеспеченности средствами компьютерной и оргтехники;
- средствами связи и транспортными средствами;
- достаточность площадей, в том числе:
их оснащение системами энергообеспечения и другими системами жизнеобеспечения;
соблюдение в помещениях температурного режима, вентиляции, освещения;
- действующих договоров об аренде производственных, служебных и (или) бытовых помещений с собственниками зданий, сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности в случае, если объект не располагает собственными зданиями, сооружениями, помещениями и техническими средствами.
2.8. Изучение обеспеченности законодательными, нормативными правовыми актами, и информационными материалами, порядок доступа к ним:
- поддержание нормативно-правовой базы в контрольном состоянии:
порядок доведения до сведения работников, сотрудников подразделений, обеспечивающих транспортную безопасность, лиц сторонних организаций;
порядок внесения изменений, дополнений отмены в контрольные экземпляры нормативных правовых актов и доведения их до сведения сотрудников ОТИ (ТС);
- порядок соблюдения конфиденциальности информации по обеспечению транспортной безопасности.
2.9. Изучение системы контроля за выполнением принятых мер по транспортной безопасности:
- периодичность проведения контроля за выполнением мер безопасности;
- проведение анализа и оценки достаточности и эффективности проводимых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности;
- деятельность по выявлению уязвимости ОТИ (ТС) в целях его защиты от возможных актов незаконного вмешательства;
- наличие и ведение документации по учету проводимого контроля;
- назначение лиц, ответственных за проведение и учет такого контроля;
- организация выполнения мероприятий по результатам контроля.
2.10. Изучение системы информации (оповещения) и связи по транспортной безопасности:
- состояние учета и отчетности по транспортной безопасности:
соблюдение порядка и своевременность представления в федеральные органы исполнительной власти установленной отчетности и информации об актах незаконного вмешательства, выявленных недостатках в обеспечении транспортной безопасности, а также другой информации по вопросам состояния транспортной безопасности;
наличие ответственных лиц за ведение учета и отчетности;
- порядок предоставления и рассылки информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности, включая информацию о проверках, проводимых силами подразделения, обеспечивающего транспортную безопасность;
- правила присвоения грифа секретности и обращения с конфиденциальной информации;
- правила связи, включая порядок официальных контактов, в том числе и со СМИ (состав информации и порядок ее прохождения).
2.11. Изучение порядка допуска сотрудников подразделения, обеспечивающего транспортную безопасность, к работам по обеспечению мер транспортной безопасности:
- начальная подготовка;
- текущая учеба;
- повышение (подтверждение) квалификации.
2.12. Изучение организации и обеспечения подготовки работников ОТИ (ТС) в области обеспечения транспортной безопасности:
- наличие и выполнение планов начальной подготовки, текущей учебы и повышения квалификации руководящего состава и должностных лиц ОТИ (ТС);
- планы проведения аттестации сотрудников подразделения, обеспечивающего транспортную безопасность.
2.13. Изучение ведения на объекте учета и отчетности наличия, состояния и движения служебного оружия, боеприпасов и спецсредств, наличие ответственных лиц за ведение данного учета.
2.14. Изучение использования информационных технологий в целях организации обеспечения транспортной безопасности 9при наличии).
2.15. Изучение порядка обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ (ТС):
- процедуры осуществления пропускного и внутриобъектового режимов и ответственности за их соблюдение и исполнение;
- порядок доведения обязательных требований по соблюдению пропускного и внутриобъектового режимов до сведения авиационного персонала, работников ОТИ (ТС), лиц сторонних организаций, осуществляющих производственную деятельность зоне транспортной безопасности (в зданиях, сооружениях) ОТИ, сотрудников подразделения, обеспечивающего транспортную безопасность.
2.16. Изучение организации и состояния контроля доступа лиц и автотранспортных средств в зону транспортной безопасности ОТИ (ТС):
- расположение и оборудование КПП;
- меры контроля за использованием запасных ворот в ограждении аэродрома для проезда транспорта к отдельно стоящим критическим элементам, находящимся в зоне транспортной безопасности;
- меры контроля за проходами через границы между зонами транспортной безопасности и транспортной безопасности ограниченного доступа;
- процедуры контроля доступа лиц в зону транспортной безопасности, зоны транспортной безопасности ограниченного доступа;
- досмотр в целях безопасности физических лиц и транспортных средств;
- меры контроля за передвижением лиц и ТС;
- порядок прохода (проезда) в зону транспортной безопасности, зоны транспортной безопасности ограниченного доступа, зоны уязвимости, зону транспортной безопасности свободного доступа.
2.17. Изучение состава и технических характеристик инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности:
- периметровое ограждение;
- системы и сооружения, предназначенные для пресечения несанкционированного доступа;
- технические средства досмотра физических лиц, вещей, находящихся при них, грузов, автотранспортных средств при их допуске в зону транспортной безопасности;
- технические средства видеонаблюдения и охранной сигнализации;
- система контроля и управления доступом;
- система связи и оповещения;
- виды служебного оружия, боеприпасов, спецсредств.
2.18. Оформление описания технических и технологических характеристик ОТИ и/или ТС (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации), а также организации эксплуатации (функционирования) ОТИ и/или ТС, определение границ зон безопасности и перечня критических элементов ОТИ и/или ТС.
Этап II. Изучение системы принятых на ОТИ и/или ТС
мер по защите от актов незаконного вмешательства
1. Обследование ограждения ОТИ по периметру:
- состояние периметрового ограждения;
- состояние объездной дороги и полос безопасности вдоль ограждения;
- наличие козырька, предупредительных аншлагов;
- наличие постовых вышек, охранного освещения.
2. Обследование прилегающих к ОТИ объектов:
- территорий, путей подъезда, подхода, ближайших зданий и сооружений;
- коммуникаций;
- мест стоянок (парковки) автотранспорта;
- выявление потенциальных мест несанкционированного проникновения на ОТИ (ТС).
3. Обследование системы охраны ОТИ (ТС), критических элементов:
- состояние охраны зоны транспортной безопасности, а также территорий за пределами зоны транспортной безопасности;
- состояние охраны зон транспортной безопасности ограниченного доступа;
- наличие подвижных патрулей и периодичность патрулирования:
- наличие и оснащение группы быстрого реагирования;
- наличие и состояние дополнительных ограждений критических элементов ОТИ, как в зоне транспортной безопасности, так и за ее пределами;
- оборудование наружным освещением критических элементов ОТИ, а также территории отдельно расположенных ОТИ;
- применение инженерно-технических средства охраны;
- меры для защиты периметра аэропорта и установок электроснабжения, электрических подстанций КДП и других сооружении служб ОВД, ГСМ, РТО и связи;
- специальные меры для предотвращения попыток хищений и порчи средств топливоснабжения, связи и электроснабжения.
4. Обследования мер защиты находящихся на земле ТС:
- действия сотрудников подразделения транспортной безопасности, членов экипажей и авиаперсонала, занятого в техническом обслуживании воздушных судов;
- порядок охраны ТС;
- действий сотрудников подразделения транспортной безопасности, членов экипажей гражданских воздушных судов, работников инженерно- технических служб в случае обнаружения взрывных устройств, подозрительных предметов или посторонних лиц;
- порядок оповещения об угрозе ТС в полете.
5. Обследования организации и состояния охраны ТС на земле:
- схемы организации охраны ТС;
- наличия и состояния постов охраны ТС;
- организации и соблюдении порядка приема-передачи ТС на техническое обслуживание и под охрану;
- наличие и состояние освещения стоянок ТС.
6 Обследования организации и обеспечения контроля доступа к ТС:
- порядок допуска авиаперсонала для обслуживания ТС;
- порядок допуска передвижного оборудования для наземного обслуживания ТС;
- порядок контроля за пассажирами, находящимися на стоянке ТС.
7. Изучение мер безопасности ОТИ и/или ТС в условиях повышенной угрозы.
Описание мер защиты ТС при угрозе или совершении акта незаконного вмешательства.
8. Обследования подразделений, осуществляющих охрану ОТИ и/или ТС:
укомплектованность (по штатному расписанию и фактический состав);
посты и маршруты патрулирования;
наличие автотранспорта;
оснащение служебным и боевым оружием, боеприпасами и спецсредствами;
оснащение средствами связи;
состояние служебных помещений для личного состава;
наличие кинологического подразделения.
9. Обследование пункта (центра) видеонаблюдения.
10. Обследование объектов систем водо-, тепло-, электро- и газообеспечения, а также систем канализации, вентиляции, кондиционирования, других инженерных коммуникаций.
11. Обследование и описание систем связи и оповещения.
12. Обследование и описание системы информационной безопасности (при наличии).
13. Обследование работоспособности технических средств обеспечения транспортной безопасности:
- инженерных сооружений;
- технических средств досмотра на контрольно-пропускных пунктах;
- систем контроля и управления доступом;
- систем видеонаблюдения, аудиозаписи, охранной сигнализации;
- систем оповещения сбора, обработки, приема и передачи информации.
14. Обследование конструктивных и функциональных особенностей критических элементов ОТИ (ТС):
- назначение здания, сооружения, оборудования;
- схемы внутренних помещений, конструкции оборудования;
- режим работы;
- обеспечение охраны в рабочее и нерабочее время.
15. Определение фактического выполнения требований пропускного и внутриобъектового режимов методом наблюдений и проверок.
16. Проверка применения и исполнения инструкций, выписок и памяток по действиям персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций: действия и процедуры, предусмотренные в случаях попыток или совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
17. Обследования процедур применения ответных действий в случае акта незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности:
- порядок и процедуры изъятия и уничтожения опасных предметов и веществ;
- порядок и процедуры обследования подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности;
- виды и средства связи для передачи информации об актах незаконного вмешательства, угрозах их совершения, а также иной информации, которая способствует урегулированию указанных ситуаций (обеспечение двухсторонней связи между всеми службами ОТИ, наличие резервных каналов связи);
- наличие специально выделенной зоны для локализации взрывного устройства.
18. Обследование наличия и готовности сил и средств, привлекаемых к урегулированию чрезвычайных ситуаций:
- координация их действий;
- организация и учет проведения занятий, тренировок и учений;
- учебные мероприятия, проводимые по практической отработке мер транспортной безопасности с взаимодействующими службами и организациями.
19. Проверка планов и проведения учебных мероприятий по практической отработке мер транспортной безопасности взаимодействующими службами ОТИ (ТС) и заинтересованными министерствами и ведомствами.
20. Оформление описания системы принятых на ОТИ (ТС) мер по защите от актов незаконного вмешательства.
Составление рабочих результатов (промежуточное документирование) визуального обследования объекта, систем жизнеобеспечения, проверки работоспособности и фактического состояния инженерно-технических систем и сил обеспечения безопасности, обоснование и согласование выделение критических элементов ОТИ (ТС), предлагаемого зонирования территории ОТИ.
Составление и согласование Акта (актов) обследования объекта.
Этап III. Изучение способов реализации
потенциальных угроз совершения
актов незаконного вмешательства
в деятельность ОТИ и/или воздушного судна
1. Определение способов реализации потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и/или ТС с использованием моделей нарушителя (приложение 5):
- анализ потенциальных угроз по отношению к ОТИ и/или ТС, определение наиболее вероятных из них применительно к отдельным критическим элементам;
- разработка наиболее вероятных сценариев реализации потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и/или ТС, критических элементов;
- анализ комплекса мероприятий, проводимых при установлении (объявлении) 2 и 3 уровней безопасности.
2. Описание действий подразделения транспортной безопасности с учетом потенциальных угроз и модели нарушителя.
Этап IV. Определение рекомендаций
субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС
Результатом является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на ОТИ и/или ТС в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности:
- разработка рекомендаций по устранению выявленных несоответствий требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности[3];
- разработка рекомендаций по совершенствованию инженерно-технических систем транспортной безопасности с целью их реализации в плане обеспечения транспортной безопасности[4];
- разработка рекомендаций по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений транспортной безопасности с целью реализации в плане обеспечения транспортной безопасности[5].
Приложение 1
СТРУКТУРА
ДОКУМЕНТА «РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ …»
ВВЕДЕНИЕ
Общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры:
основные виды деятельности;
организационно – правовая форма собственности;
сведения о регистрации в качестве юридического лица;
местоположение относительно ближайшего города, юридический и почтовый адрес, главный оператор (владелец), номера телефонов, кодовые обозначения, сертификат эксплуатанта, место производственной деятельности (аэропорт (аэропорты) базирования - для ТС);
лицо (лица), ответственное (ответственные) за обеспечение транспортной безопасности;
организации, располагаемые в зоне безопасности, в зонах безопасности свободного доступа (в т.ч. подразделения федеральных органов исполнительной власти, органы ЕС ОрВД, организации, осуществляющие аэропортовую деятельность, подразделения, осуществляющие охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры, арендаторы);
наименование и категория ОТИ (ТС).
Общие сведения района расположения об ОТИ/ТС (для целей обеспечения транспортной безопасности):
топологические и географические характеристики;
этнические характеристики;
климатические характеристики;
криминогенная обстановка.
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОТИ (ТС) И ПОРЯДКА ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1 Основные технические и технологические характеристики ОТИ.
2. Генеральный план объекта. Зона транспортной безопасности ОТИ/ТС (границ зоны транспортной безопасности, зоны (зон) транспортной безопасности ограниченного доступа, зоны транспортной безопасности свободного доступа и зоны уязвимости, расположение контрольно-пропускных пунктов, расположения сооружений и технологического оборудования с указанием критических элементов)
3. Состав ОТИ, включая объекты незавершенного строительства (при строительстве и реконструкции). Наличие и назначение зданий, сооружений и оборудования, обеспечивающих функционирование ОТИ (ТС). Порядок эксплуатации ОТИ/ТС.
4. Перечень критических элементов ОТИ (ТС) с описание функциональных особенностей.
5. Состав и характеристики инженерных сооружений ОТИ (для целей транспортной безопасности):
система энергоснабжения;
система водоснабжения;
система теплоснабжения;
иные системы жизнеобеспечения, влияющие на транспортную безопасность;
системы связи.
6. Состав и характеристики инженерно – технических систем обеспечения транспортной безопасности:
инженерные сооружения;
технические средства досмотра на КПП, в зонах свободного доступа транспортной безопасности;
системы видеонаблюдения, видеоконтроля;
системы охранной сигнализации;
системы контроля и управления доступа;
системы охранного освещения;
система оповещения и информирования;
системы сбора, обработки и передачи информации;
иные системы.
7 Акты ОТИ (ТС) в области обеспечения транспортной безопасности.
8 Подразделения транспортной безопасности, должностные лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности.
9 Использование информационных технологий в целях организации обеспечения транспортной безопасности (при наличии).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНЯТЫХ НА ОТИ (ТС) МЕР ПО ЗАЩИТЕ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
1. Результаты обследования:
критических элементов ОТИ и/или ТС;
критических элементов систем водо-, тепло-, электрообеспечения, а также систем канализации, вентиляции, кондиционирования, других инженерных коммуникаций;
прилегающих к ОТИ объектов, в том числе ОТИ, с которыми имееется технологическое взаимодействие;
подразделений транспортной безопасности;
систем связи и оповещения;
инженерных сооружений;
технических средств досмотра, в том числе на контрольно-пропускных пунктах, на входах в аэровокзальный комплекс;
систем контроля и управления доступом;
систем видеонаблюдения, аудиозаписи, охранной сигнализации;
систем сбора, обработки, приема и передачи информации.
2. Результаты обследования организации и осуществления пропускного и внутриобъектового режимов.
3. Результаты обследования организации и обеспечения охраны ОТИ (ТС), в.ч. критических элементов.
4. Анализ фактического применения и исполнения инструкций, выписок и памяток по действиям персонала при возникновении актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности ОТИ (ТС).
5. Порядок применения мер подразделениями транспортной безопасности в случае акта незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности ОТИ (ТС).
6. Анализ наличия и готовности сил и средств, привлекаемых к урегулированию актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности ОТИ (ТС).
7. Выводы о соответствии (несоответствии) фактического состояния обеспечения транспортной безопасности руководящим документам, а также требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
3. СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ СОВЕРШЕНИЯ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
1. Перечень критических элементов ОТИ (ТС), выявленных при проведении оценки уязвимости.
2. Анализ потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ (ТС), определение наиболее вероятных из них применительно к критическим элементам и ОТИ (ТС) в целом.
3. Описание типов нарушителей применительно к ОТИ (ТС) в целом, а к каждому критическому элементу в отдельности.
4. Способы реализации потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и/или ТС с использованием модели нарушителя применительно к критическим элементам и ОТИ (ТС) в целом.
5. Комплекс мероприятий, проводимых при установлении (объявлении) 2 и 3 уровней безопасности ОТИ (ТС).
6. Определение оценки возможных последствий (ущерба) экономического, социального, техногенного, геополитического характера при реализации потенциальных угроз акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ (ТС) (при возможности).
4. РЕКОМЕНДАЦИИ СУБЪЕКТУ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОТНОШЕНИИ МЕР, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЕЛЬНО ВКЛЮЧИТЬ В СИСТЕМУ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТИ (ТС)
Рекомендации по устранению выявленных несоответствий требованиям руководящих нормативных документов, а также требованиям транспортной безопасности:
по устранению выявленных несоответствий в организации обеспечения транспортной безопасности;
по совершенствованию инженерно-технических систем транспортной безопасности с целью их реализации в плане обеспечения транспортной безопасности;
по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений транспортной безопасности с целью реализации в плане обеспечения транспортной безопасности.
Приложение 2
Форма Заявления
Руководителю Федерального агентства
воздушного транспорта
(руководителю территориального органа)
(уполномоченному должностному лицу)
ЗАЯВЛЕНИЕ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ
Наименование организации, проводившей оценку уязвимости _________________________
место нахождения: ______________________________________________________________
телефон ________________________
факс ___________________________
адрес электронной почты ___________________
номер и дата свидетельства об аккредитации ____________________________
представляет на утверждение результаты оценки уязвимости
(наименование ОТИ/ТС и субъекта транспортной инфраструктуры)
место нахождения: _____________________________________________________________
телефон ________________________
факс ___________________________
адрес электронной почты ___________________
фамилия, имя, отчество руководителя ______________________________________________
фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника, ответственного за обеспечение транспортной безопасности ___________________________________________________________
(наименование субъекта транспортной инфраструктуры)
Специализированная организация представляет результаты оценки уязвимости в трех экземплярах: два – на бумажных носителях, один – на магнитном носителе.
Руководитель специализированной
организации _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
__ ____________ 20__ г.
М.П.
Приложение 3
Форма Заключения и обоснования отказа в заключении
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ
№___________ Москва ____________________
Рассмотрев заявление_____________________________________________
(наименование специализированной организации)
об утверждении результатов оценки уязвимости _______________________________________________________________________________
(наименования субъекта транспортной инфраструктуры, ОТИ/ТС)
_______________________________________________________________________________
(юридический адрес)
_______________________________________________________________________________
(место нахождения, место производственной деятельности)
в соответствии с приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», Федеральное агентство воздушного транспорта принимает решение об утверждении (отказе в утверждении) результатов оценки уязвимости
_______________________________________________________________________________
(наименования субъекта транспортной инфраструктуры, ОТИ/ТС)
Приложение на л. в 1 экз.
______________________
М.П.
Приложение 4
Формы титульного листа и списка исполнителей
Для служебного пользования.
Экз. № ____
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ
_______________________________________________________________________________
(наименование субъекта транспортной инфраструктуры, ОТИ/ТС)
Москва
20 г.
Продолжение к приложению 4
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель
специализированной организации ______________
(Ф.И.О.)
Эксперты ______________
(Ф.И.О.)
Эксперт ______________
(Ф.И.О.)
Эксперт ______________
(Ф.И.О.)