Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Наш адрес
628250, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район,
г.п. Пионерский,
ул. Железнодорожная, д. 10
Приемная
телефон: 8 (34675) 7-88-71/201

Методические рекомендации по организации и обеспечению требований антитеррористической безопасности на автотранспортных предприятиях, осуществляющих грузопассажирские перевозки

Аппарат Антитеррористической комиссии

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



  

Методические рекомендации



по организации и обеспечению требований
антитеррористической безопасности
на автотранспортных предприятиях, осуществляющих
грузопассажирские перевозки


г. Ханты-Мансийск

2013 г.





1. Общие положения



Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом требований Федеральных законов от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», рекомендаций Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта «По профилактическим мерам выявлению и предупреждению актов террористической направленности, действиям при совершении терактов на пассажирском автомобильном транспорте», а также материалов 8-го специализированного форума «Современные системы безопасности – Антитеррор» (Красноярск-2012).

Методические рекомендации согласованы с членами Антитеррористической комиссии автономного округа и утверждены на совместном заседании Антитеррористической комиссии и Оперативного штаба в автономном округе (протокол от 12 августа 2013 года № 52/14).

Методические рекомендации по организации и обеспечению требований антитеррористической безопасности на автотранспортных предприятиях, осуществляющих грузопассажирские перевозки, предназначены для руководителей и ответственных должностных лиц автотранспортных предприятий, не зависимо от их организационно-правовой формы собственности, осуществляющих городские и междугородние грузопассажирские перевозки.

Методические рекомендации не носят нормативный характер, вместе с тем они устанавливают общие подходы к обеспечению защиты объектов транспортной инфраструктуры, в том числе их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.

Основной целью данных Методических рекомендаций является определение профилактических мер антитеррористической направленности, действий при обнаружении признаков, указывающих на возможность совершения террористических актов, действий по предотвращению террористических актов, действий при обнаружении взрывоопасных предметов на территории автотранспортных предприятий и в других экстремальных ситуациях. Приведены действующие нормативно-правовые документы по основам борьбы с терроризмом в Российской Федерации.





Аппарат АТК автономного округа





СОДЕРЖАНИЕ





Введение

5

1.

Организация антитеррористической безопасности на объекте транспортной инфраструктуры



6

1.1.

Обеспечение охраны объекта



7

1.1.1.

Общие положения



7

1.1.2.

Организация службы по охране объекта



10

1.1.3.

Обязанности сотрудника охраны объекта



11

1.2.

Разрабатываемая документация



14

1.3.

Меры  инженерно-технической укрепленности объекта



15

1.3.1.

Ограждения периметра, отдельных участков территории объекта



15

1.3.2.

Ворота, калитки



16

1.3.3.

Контрольно-пропускной пункт



16

1.3.4.

Дверные конструкции



17

1.3.5.

Оконные конструкции



17

1.3.6.

Другие технологические каналы



18

1.4.

Оборудование объекта техническими средствами охранной и тревожной сигнализации



18

1.4.1.

Защита периметра территории и открытых площадок



18

1.4.2.

Защита персонала и посетителей предприятия



19

1.5.

Создание системы оповещения



19

1.6.

Оборудование объекта системой охранного освещения



20

2.

Организация антитеррористической безопасности при эксплуатации  пассажирского автотранспорта



21

2.1.

Рекомендации по действиям при обнаружении признаков, указывающих на возможность совершения террористических актов



22

2.1.1.

Признаки подготовки терактов на объектах автотранспорта
и поведения террористов в пассажиропотоке



23

2.1.2.

Настораживающие признаки планируемого совершения террористического акта



24

2.1.3.

Демаскирующие признаки взрывных устройств



25

2.1.4.

Рекомендации по действиям при осмотре пассажирского автотранспорта при убытии по маршруту (в рейс)



26

2.1.5.

При работе на линии (для водителей и кондукторов)



29

2.1.6.

Действия при обнаружении признаков установки взрывного устройства



29

2.1.7.

Действия при поступлении угрозы по телефону



30

2.1.8.

Действия при поступлении письменной угрозы



30

2.3.

Рекомендации по действиям в условиях совершения террористического акта



31

2.3.1.

При захвате заложников



31

2.3.2.

Для водителей и кондукторов



32

2.3.3.

Для пассажиров автобусов



33



Приложение №1



34



Приложение №2



35



Приложение № 3



41



Приложение № 4



42



Приложение № 5



45



Приложение № 6



46



Приложение № 7



47



Введение



Терроризм – одно из самых опасных преступлений современности, направленное на подрыв государственной власти и формирование у населения чувство страха и беспомощности, возникающие под влиянием организованного и жестокого насилия террористов. Для террориста человеческая жизнь не имеет никакой ценности. В результате совершения террористических актов страдают ни в чем не повинные люди, дети, женщины, старики.

Общественный транспорт остается наиболее уязвимой целью, так как теракты, совершаемые там, могут приводить к масштабным человеческим жертвам.

По данным научно-исследовательского центра ФСБ России, от 50% до 70% совершаемых террористических актов связано с транспортом. Самые серьезные террористические атаки произошли на транспорте или с помощью транспорта (это справедливо как для России, так и для других стран): атака в2001 г. Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, взрывы электричек в Испании, теракты в токийском, мадридском, лондонском и московском метро, взрыв поезда Москва – Санкт-Петербург «Невский экспресс» в Новгородской области.

Распространенность террористических актов с использованием автомобильного транспорта связана с массовым преимущественным использованием населением, организациями колесных транспортных средств. В настоящее время ассортимент и доступность транспортных средств  стремительно растут, объемы перевозок пассажиров и грузоперевозок – увеличиваются, что подтверждается регистрационными данными о постановке на учет автомобилей. С учетом ограниченной доступности и повышенной защищенности других видов транспорта колесные транспортные средства для совершения террористических актов являют более доступными, о чем свидетельствуют данные правоохранительных органов.

Общественный транспорт в последнее время становится частой мишенью для атак террористов, поэтому необходимо уделять постоянное внимание обеспечению личной безопасности.

Для этого каждый должен знать, как вести себя при обнаружении подозрительного предмета, при угрозе и во время теракта, к чему следует быть готовым, что можно и чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Это так же важно, как знать правила оказания первой медицинской помощи.

Целью данных методических рекомендаций является упорядочение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре деятельности по обеспечению безопасности на автотранспортных предприятиях и в общественном автомобильном транспорте.



1. Организация антитеррористической безопасности на объекте транспортной инфраструктуры



В соответствии с  Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» объектами транспортной инфраструктуры (далее – объекты) являются сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

Цели, задачи и принципы регулирования в области обеспечения транспортной безопасности, создание системы обеспечения транспортной безопасности, упорядочение механизмов создания, исполнения и надзора за исполнением правовых норм в области обеспечения транспортной безопасности, гармонизация национальных процедур в области обеспечения транспортной безопасности с международными стандартами и требованиями регулируются федеральным законом Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Порядок установления уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».

Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2009 года № 1653-р «Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности».

Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора в области транспортной безопасности установлен в Положении о Федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре».

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства утверждены Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 42 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».

Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 года № 52/112/134 «Об утверждении перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 года № 62 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности».

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 года № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств производится в соответствии с Административным регламентом Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, утвержденным приказом Минтранса России от 9 июля 2012 года № 215 «Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности».

Виды, система и порядок (способы) охраны предприятий автомобильного транспорта регулируются федеральными законами Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране», от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года  № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», руководящим документом МВД России РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящими Методическими рекомендациями.



1.1. Обеспечение охраны объекта



1.1.1. Общие положения

Основными задачами охраны являются:

- защита охраняемых объектов, предупреждение и пресечение противоправных посягательств и административных правонарушений на охраняемых объектах;

- обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

- участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.

Система охраны объекта включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране и обороне объекта. Она должна соответствовать технологическим особенностям охраняемого объекта, уровню его оборудования инженерно-техническими средствами охраны (далее – ИТСО), обстановке в его окружении и обеспечивать наиболее эффективное и экономически рациональное использование имеющихся сил и средств.

Система охраны объекта должна строиться эшелонированно: на подступах к нему (в охранной зоне, определяемой ведомственными регламентирующими документами), по его периметру, на контрольно-пропускном пункте (далее – КПП) и на наиболее важных производственных (технологических) диверсионно-уязвимых участках, обеспечивающих устойчивое функционирование предприятия.

Система и способ охраны отражаются в документации по организации охраны предприятия.

Важная роль принадлежит системе профилактических мероприятий, которая, как правило, включает в себя регулярное получение информации о состоянии защищенности объекта, выделенных участков (зон); своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы ИТСО, выявление лиц, пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть на объект.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта несет его руководитель.

Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану данного объекта.

Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые территорию, здания, помещения и имущество объекта, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.

Охрана объекта может осуществляться полицейскими, военизированными (далее – ВОХР) и сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными организациями (далее – ЧОО) (далее – наряд охраны) с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (далее – ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (далее – ПЦО) территориальных отделов вневедомственной охраны (далее – ОВО) либо сочетанием этих видов охраны.

На объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать собственная служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.

Для несения службы по охране объекта подбираются сотрудники (работники) ВОХР, сторожевой охраны, ЧОО имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.

В целях повышения уровня защиты охраняемых объектов согласно договору нарядами охраны могут применяться служебные собаки.

Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны – предупреждаются администрацией объекта о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования ИТСО.



Руководитель объекта обязан:

- организовать охрану предприятия и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (далее – ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору;

- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по предприятия  ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны объекта с определением уязвимых мест. Разрабатывать исходные требования на оборудование объекта ИТСО;

- организовать разработку планов обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны;

- обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи, разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования;

- организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;

- обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ИТСО;

- совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала объекта действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны)  (или лицом, назначенным приказом по предприятию ответственным за безопасность) тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.



Обязанности сотрудника охраны объекта определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, планом охраны объекта, разрабатываемых администрацией предприятия с учетом данных методических рекомендаций.

В них сотруднику охраны определяется:

- место несения службы;

- задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение;

- порядок приема и сдачи поста, его особенности;

- список ответственных лиц объекта, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, порядок связи с этими работниками;

- порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала объекта;

- порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками объекта;

- порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений объекта, выведенных на пульт;

- порядок проверки исправности ИТСО и связи;

- порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения объекта;

- порядок действий при получении сигнала «тревога», а также при проведении учебных тренировок персонала объекта;

- порядок связи с нарядами соседних постов, персоналом службы безопасности, и территориальных органов внутренних дел;

- порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы;

- порядок действий при проведении на объекте массовых мероприятий;

- порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в транспорте и ручной клади при осуществлении пропускного режима;

- время и место приема пищи.



Наряд охраны объекта непосредственно подчиняется начальнику охраны (старшему наряда).

На постах охраны с учетом их функциональности необходимо иметь следующую документацию:

- должностную инструкцию сотрудника охраны;

- инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму;

- инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала предприятия в чрезвычайных ситуациях;

- образцы пропусков, накладных, подписей должностных лиц;

- правила пользования техническими средствами охраны;

- журнал приема и сдачи дежурства;

- журнал регистрации посетителей;

- журнал регистрации въезда (выезда) автотранспорта;

- рабочую тетрадь;

- другие необходимые документы по усмотрению руководителя объекта.

В зависимости от характера объекта допускается объединение отдельных журналов в единый.



1.1.2. Организация службы по охране объекта



Подразделения охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают:

- пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействие с администрацией;

- охрану объекта или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей, охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции;

- реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации;

- пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;

- участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.

Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы осуществляющей охрану объекта.

Применение оружия и специальных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.



Перед заступлением на службу ответственными должностными лицами подразделения охраны проверяется готовность наряда к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже наряда охраны могут принимать участие руководители объекта, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны при территориальных органах внутренних дел, транспортной полиции, полиции общественной безопасности и криминальной полиции органов внутренних дел.

Контроль за несением нарядом службы по охране объекта осуществляется должностными лицами подразделения охраны и органов внутренних дел, руководителями объекта в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.

Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:

- знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны;

- проверять организацию службы охраны объектов и исправность ИТСО;

- получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной объектов;

- давать письменные предложения о временном усилении охраны объекта или его отдельных помещений (подразделений) объектов в пределах установленной штатной численности личного состава.

Результаты проверки организации охраны объекта, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом (Приложение №2).



1.1.3. Обязанности сотрудника охраны объекта



В компетенцию сотрудника охраны входит:

- проверка документов и пропусков у лиц, проходящих на охраняемый объект или выходящих с объекта;

- проведение в установленном порядке досмотра (осмотра) вещей (в рамках установленных полномочий), задержание (недопущение прохода) нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно вывезти-ввезти (вынести-внести) оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, другие средства террора;

- контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации установленных на КПП;

- сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану;

- принятие мер к задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей;

- участие в ликвидации пожара, предупреждении угрозы взрыва;

- прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.



Сотрудник охраны должен знать:

- руководящие документы, определяющие организацию пропускного режима на охраняемом объекте;

- правила внутриобъектового режима;

- структуру предприятия и режим работы его подразделений;

- образцы различных видов пропусков, накладных, подписей должностных лиц, имеющих право давать распоряжения на проход на охраняемую территорию отдельных категорий работников, которым предоставлено право прохода по ведомственным служебным удостоверениям;

- порядок пропуска аварийных бригад при стихийных бедствиях, пожарах, аварий и других чрезвычайных ситуациях;

- правила досмотра (осмотра) вещей, а также проверок вывозимого (ввозимого) груза;

- места возможного сокрытия и признаки средств террора в транспорте и ручной клади при реализации задач пропускного режима;

- правила пользования техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации;

- порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);

- правила техники безопасности и производственной санитарии;

- расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.



Сотрудник охраны в процессе несения службы обязан выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории объекта террористических актов и возникновения других чрезвычайных обстоятельств, для чего необходимо:

а) При приеме (сдаче) дежурства:

- совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр контролируемой территории, а также обследование технической укрепленности подвалов, чердаков, окон, дверей с целью изучения оперативной обстановки и обнаружения подозрительных предметов. При обнаружении таковых или выявлении взломанных дверей, окон, замков, отсутствия пломб и печатей немедленно доложить руководителю объекта (ответственному должностному лицу);

- ознакомиться с имеющимися инструкциями;

- уточнить систему экстренного вызова полиции, руководства учреждения, службы спасения и проверить работоспособность охранной, аварийной и пожарной сигнализаций, средств связи;

- принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, план действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, материальные ценности др.) согласно описи;

- с разрешения ответственного должностного лица администрации объекта принять (сдать) дежурство.

б) Во время дежурства:

- осуществлять пропускной режим, регистрируя посторонних лиц в журнале посетителей;

- обеспечивать въезд и выезд автотранспорта на территорию объекта на основании пропуска или другого разрешительного документа, определенного администрацией объекта. При этом регистрировать в специальном журнале марку машины, государственный номер, время въезда и выезда;

- осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории предприятия согласно схемы-маршрута, а при выявлении каких-либо нарушений информировать руководителя объекта или ответственное должностное лицо;

- совместно с администрацией объекта:

контролировать обстановку в арендуемых в здании объекта помещениях и на прилегающих к ним территориях;

инструктировать работников объекта о порядке действий при обнаружении брошенных (оставленных) предметов, мобильных телефонов, сумок, кошельков и т.п.

содействовать правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий на территории предприятия.



Сотруднику охраны запрещается:

- оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания необходимо оповестить старшего наряда и продолжать нести службу до прибытия замены;

- принимать от любых лиц какие-либо предметы;

- передавать или предъявлять кому бы то ни было табельное оружие, за исключением прямых начальников;

- допускать на охраняемый объект лиц с пожаро-взрывоопасными веществами и оружием, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией о пропускном режиме;

- самостоятельно сдавать на ПЦО под охрану и снимать из-под охраны помещения объекта;

- сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке на объекте, пароль, а также присвоенные пультовые номера;

- разглашать сведения об особенностях объекта, порядке хранения ценностей и организации охраны.

При нападении на объект наряд охраны (постовой), работники данного объекта или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации подают сигнал «тревога» в дежурную часть органа внутренних дел или на ПЦО ОВО или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи.

После подачи сигнала «тревога» наряд охраны (постовой) принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к предприятию. По прибытии наряда полиции поступает в распоряжение старшего наряда и действует по его указанию.

Персонал предприятия по сигналу «тревога» прекращает основную деятельность, эвакуируется в безопасное место, в дальнейшем действует по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.



1.2. Разрабатываемая документация



В целях организации надежной антитеррористической защиты объекта необходимо иметь следующие документы:

- план обеспечения транспортной безопасности, разработанный в соответствии с Приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 года № 34 «О  порядке разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

- приказ «О предупреждении актов терроризма и минимизации их последствий», в котором назначаются ответственные должностные лица на каждом технологическом участке – подготовке транспортных средств к выезду, выезда, работы на линии, возвращения, уборки, стоянки и т.д. (Приложение № 3).

- к приказу прилагается план-схема охраны объекта при угрозе или совершении террористического акта (утверждается руководителем объекта, подписывается ответственным лицом за выполнение мероприятий по антитеррористической защите, согласовывается с территориальными подразделениями МВД и ФСБ (Приложение № 4).

- инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму (утверждается руководителем объекта, подписывается ответственным лицом за выполнение мероприятий по антитеррористической защите, согласуется с руководителем подразделения охраны и доводится всем сотрудникам объекта);

- инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях, в том числе террористического характера;

- должностные инструкции сотрудникам подразделения охраны (утверждаются руководителем объекта, подписываются ответственным лицом за выполнение мероприятий по антитеррористической защите, согласуются с руководством подразделения охраны);

- схему оповещения сотрудников, задействованных в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;

- функциональные обязанности должностного лица объекта, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите (подписываются руководителем объекта);

- паспорт безопасности (утверждается руководителем объекта, подписывается ответственным лицом за выполнение мероприятий по гражданской обороне и предупреждению ЧС, согласуется с территориальным подразделением МЧС);

- паспорт антитеррористической защищенности объекта от возможных террористических посягательств (утверждается руководителем объекта, подписывается ответственным лицом за выполнение мероприятий по антитеррористической защите, согласуется с руководителями территориальных подразделений МВД, ФСБ, МЧС, председателем Антитеррористической комиссии муниципального образования).



Примечание: Паспорт антитеррористической защищенности объекта разрабатывается в соответствии с требованиями «Методических рекомендации по заполнению паспорта АТЗ», утвержденных совместным решением Антитеррористической комиссии и Оперативного штаба в автономном округе (протокол от 15.08.2011 № 42/6).



1.3. Меры  инженерно-технической укрепленности объекта



Инженерно-техническая укрепленность объекта – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.

         Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием объекта системами охранной и тревожной сигнализации.

В целесообразных случаях для усиления защиты объекта и оперативного реагирования рекомендуется применять системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения.

В обоснованных случаях, по согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны, допускается для защиты отдельных конструктивных элементов объекта охраны и уязвимых мест, использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.

Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение предприятия системой пожарной сигнализацией, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России.

Пожарная сигнализация при наличии технической возможности, подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.



1.3.1. Ограждения периметра, отдельных участков территории объекта



Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (КПП, калитки, ворота и другие официальные проходы).

На объектах охраны, к которым предъявляются требования о запрете не санкционированного проникновения должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории объекта.

Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.

К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. На последних, если это одноэтажное здание, следует также устанавливать дополнительное ограждение.

Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.

Выбор конструкций и материалов основного ограждения объекта, обеспечивающих требуемую надежность защиты, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом, другими руководящими и нормативными документами).



1.3.2. Ворота, калитки



Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.

Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.

Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.

Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота (запасные или аварийные) со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.

Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.



1.3.3. Контрольно-пропускной пункт



Объекты, на которых установлен пропускной режим, должны оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта.

Осмотр автотранспорта на КПП осуществлять с использованием смотровых площадок, смотровых ям и специальных приспособлений.

Для пропуска на объект сотрудников и посетителей, КПП оборудуется системой контроля доступа (турникетами). В случае если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.

Устройства управления механизмами открывания, прохода/проезда, охранным освещением, должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.

Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями. Для контроля в нерабочее время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками и «глазками», целесообразно также использовать средства видеонаблюдения и переговорное устройство.

Места несения службы охранниками оборудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникновению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и возможности принятия мер противодействия.

На КПП оборудуются:

- помещение для хранения и оформления пропусков (карточек);

- комната досмотра;

- помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.



1.3.4. дверные конструкции



Входные двери объектов должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта.

Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу.

Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью.

При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке несанкционированного открытия.



1.3.5. Оконные конструкции



Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ИТСО.

При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками, их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию.

Решетки должны обеспечивать, как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях.

При установке защитного остекления всех классов – решетки, ставни, жалюзи и др. силовые элементы на окна могут не устанавливаться.



1.3.6. Другие технологические каналы



Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией объекта.



1.4. Оборудование объекта техническими средствами охранной и тревожной сигнализации



1.4.1. Защита периметра территории и открытых площадок



Необходимость установки технических средств охранной сигнализации периметра определяется руководителем объекта.

Технические средства охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы объекту, требований к уровню его защищенности, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия дорог вдоль периметра, зоны отторжения, ее ширины.

Охранная сигнализация периметра объекта проектируется, как правило, однорубежной.

Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутствие колебаний, вибраций.

Периметр, с входящими в него воротами и калитками, следует разделять на отдельные охраняемые участки (зоны) с подключением их отдельными шлейфами сигнализации к приемно-контрольным приборам (далее – ППК) малой емкости или к пульту внутренней охраны, установленных на КПП или в специально выделенном помещении охраны объекта. Длина участка определяется исходя из тактики охраны, технических характеристик аппаратуры, конфигурации внешнего ограждения, условий прямой видимости и рельефа местности, но не более 200м для удобства технической эксплуатации и оперативности реагирования.

Основные ворота должны выделяться в самостоятельный участок периметра. Запасные ворота, калитки должны входить в тот участок периметра, на котором они находятся.



В качестве пультов внутренней охраны могут использоваться ППК средней и большой емкости (концентраторы), системы передачи извещений (далее – СПИ), автоматизированные системы передачи извещений (далее – АСПИ) и радиосистемы передачи извещений (далее – РСПИ). Пульты внутренней охраны могут работать как при непосредственном круглосуточном дежурстве персонала на них, так и автономно в режиме «Самоохраны».

На КПП, в помещении охраны следует устанавливать технические устройства графического отображения охраняемого периметра (компьютер, световое табло с мнемосхемой охраняемого периметра и другие устройства).

Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра должно иметь защиту от вскрытия.

Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.



1.4.2. Защита персонала и посетителей предприятия



Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (далее – ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами (далее – МТС), педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.

Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения» и должна иметь аварийные источники электропитания.

Устройства ТС должны размещаться в местах, по возможности незаметных для посетителей.

Устройства ТС на предприятии устанавливаются:

- на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;

- у центрального входа и запасных выходах в здание;

- на охраняемой территории у центрального входа (въезда) и запасных выходах (выездах);

- в кабинетах руководства объекта;

- в других местах по указанию руководителя (собственника) объекта или по рекомендации сотрудника охраны.



1.5. Создание системы оповещения



Система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем объекта.

Для оперативной подачи информации обеспечивается наличие и исправность внутренней и городской телефонной связи. Уточняются номера телефонов территориальных органов МВД, ФСБ и МЧС, аварийно-спасательных и медицинских учреждений. Обговаривается содержание и форма сообщения о ставших известными фактах готовящихся актов терроризма, подозрительных действиях лиц (Приложение № 5).

Периодически проводится инструктаж сотрудников охраны о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера. Осуществляется оснащение телефонов, указанных в официальных справочниках, автоматическими определителями номеров (далее – АОН) и звукозаписывающей аппаратурой.

Оповещение людей, находящихся на объекте, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:

- подачу звуковых и световых сигналов в здания и помещения, на участки территории  предприятия с постоянным или временным пребыванием людей;

- трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.

Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:

- включением аварийного освещения;

- передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах);

- открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов.



Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность, должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.

На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.

Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.

Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.

Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.



1.6. Оборудование объекта системой охранного освещения



Периметр территории, здания охраняемого объекта должны быть оборудованы системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1. 046-85.

Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости мест стоянки всех автомобилей и автобусов, мест хранения и заправки горюче-смазочными материалами, ограждения территории, периметра здания, зоны отторжения, маршрута движения наряда (путей обхода).

В состав охранного освещения должны входить:

- осветительные приборы;

- кабельные и проводные сети;

- аппаратура управления.

В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости и в дневное.

Сеть охранного освещения по периметру объекта и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.





2. Организация антитеррористической безопасности

при эксплуатации  пассажирского автотранспорта



Основными потенциальными угрозами совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации  от 5 марта 2010 года № 52/112/134 «Об утверждении перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» являются:

1. Угроза захвата – возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

2. Угроза взрыва – возможность разрушения или нанесения объектам транспортной инфраструктуры, транспортным средствам, их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

3. Угроза размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут их разрушить, нанести им или их грузу повреждения.

4. Угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств или их критических элементов опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

5. Угроза захвата критического элемента – возможность захвата критического элемента объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

6. Угроза взрыва критического элемента объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства – возможность разрушения критического элемента или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу его функционированию, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

8. Угроза блокирования – возможность создания препятствия, делающего невозможным движение транспортного средства или ограничивающего функционирование объекта, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

9. Угроза хищения – возможность совершения хищения элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.



В должностные инструкции всех без исключения работников (водителей, кондукторов, диспетчеров, механиков контрольно-пропускных пунктов и т.д.), задействованных в транспортном процессе (обслуживание, эксплуатация, контроль за работой на линии и т.д.), в обязательном порядке вносятся дополнения, которые должны содержать:

- профилактические меры антитеррористической направленности;

- действия при обнаружении признаков, указывающих на возможность совершения террористических актов;

- действия по предотвращению террористических актов;

- действия при совершении террористических актов.

Обеспечивается контроль за прохождением автобусов, работающих на городских, пригородных, междугородних и международных маршрутах, с помощью технических средств, через диспетчерские пункты, иными доступными средствами. Производится оперативное уточнение местонахождения автобуса в случае его неприбытия по расписанию.

Во взаимодействии с территориальными органами МВД, ФСБ, МЧС, дополняются учебные программы, организуются и проводятся занятия с водительским составом, кондукторами, инженерно-техническими работниками с использованием имеющихся или специально подготовленных кино - (видео) материалов о необходимых действиях по предотвращению актов терроризма и минимизации их последствий.

Проводятся занятия по вопросам правильной (по отработанной схеме) эвакуации пассажиров в зависимости от количества дверей в автобусе и местонахождения автобуса, методах и способах организации первой помощи пострадавшим, применения имеющихся средств пожаротушения и т.д. По результатам занятий проводятся зачеты.

Проводятся систематические, не менее раза в квартал (по согласованию либо совместно с органами ФСБ, МВД, службы безопасности, здравоохранения и другими заинтересованными структурами), тренировочные занятия с целью отработки действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера, минимизации их последствий.



2.1. Рекомендации по действиям при обнаружении признаков, указывающих на возможность совершения террористических актов



Злоумышленники стремятся разместить взрывные устройства в наиболее уязвимом месте, где действием взрыва может быть достигнут наибольший эффект. Демаскирующие признаки установки взрывного устройства являются следствием как слабой маскировки, ввиду поспешного ведения работ по минированию, так и тщательно выполненной операции, но имеющей отдельные характерные черты.

Возврат к списку